Rambler's Top100 Подводная лодка Л-11, Б-11. Тип "Л" XI серии

Л-11, Б-11

Тип «Л» XI серии




фотография:


Подводная лодка Л-11


ПЛ "Л-11" типа "Л" XI серии.




историческая справка:


1934 год 10 июня
Заложена на заводе №198 в г.Николаев. Планировалась к наименованию "Свердловец";

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое наименование Л-11;

1934 год (?)
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток;

1935 год 25 мая
Перезаложена на заводе №199 (Амурверфь) в г.Комсомольск-на-Амуре (на стапеле №1 временной верфи на берегу Большого Силинского озера);

1936 год 5 декабря
Спущена на воду. В некоторых источниках указывается - 04.12.1936;

1937 год 16 июня
Выведена в акваторию, для подготовки к переходу на "Дальзавод";

1937 год 22 июля
Начало буксировки совместно с ПЛ Л-12 на понтонах до г.Николаевск-на-Амуре, откуда уже своим ходом ПЛ прибыли в г.Владивосток на достройку и испытания на "Дальзаводе";

1938 год 5 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1938 год 7 ноября
Поднят Военно-морской флаг. В некоторых источниках указывается - 06.11.1938;

1939 год 20 февраля
Вошла в состав ТОФ. Зачислена в 42-й ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

1939 год май
Предназначена в состав формируемого на Камчатке 41-го ОДнПЛ ТОФ. Подчинена командованию 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

1939 год июнь
В начале июня отряд подводных лодок (Л-8, Л-9 и Л-11) под командованием командира 41-го ДнПЛ кап.2р. Кулагина А. с дивизионным штурманом кап.3р. Евтуховым А. вышел в Петропавловск-Камчатский. Путь кораблей пролегал в 10–12 милях от берега. На выходном Сахалинском створе, когда до последнего буя оставалось миль шесть, видимость ухудшилась, створ закрыло туманом. Лодки продолжали идти прежним курсом и с той же скоростью. Вдруг головная Л-8 застопорила ход и накренилась на правый борт, вторая Л-9 отвернула влево, застопорила ход и легла на правый борт. Л-11 отвернула влево и тоже села на мель. Поочередно, в той же последовательности, ПЛ продули балласт средней группы цистерн, крен выровнялся. Задним ходом все сошли со злополучной мели. Далее переход прошел без замечаний. Отряд ПЛ прибыл в бухту Раковая Авачинской губы, где базировались ПЛ 41-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ. У стенки Петропавловской судоремонтной верфи (ПСРФ) стояла плавбаза "Саратов", к которой ПЛ и пришвартовались. ПЛ вошли в состав 41-го ДнПЛ 4-й БрПЛ (с 05.11.1939 - 41-й ОДнПЛ, окончено формирование) ТОФ;

1939 год июнь - август
В бухте Раковая ПЛ стояли до середины августа. Несколько раз выходили в Авачинскую губу на артиллерийские стрельбы, выполняли учебные задачи и определяли девиацию магнитных компасов;

1939 год август
В середине августа получила приказание выйти в Охотское море для обеспечения перелета авиационной дивизии из Хабаровска на Камчатку на только что вступивший в строй аэродром Елизово. После обеспечения перешла в г.Владивосток на гарантийный ремонт. 1940 год июнь
Перешла к месту постоянного базирования в бухту Раковая (Петропавловск-Камчатский);

1940 год июнь
Подчинена командованию 41-го ОДнПЛ (с 11.02.1941 - 3-й ОДнПЛ) ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1940 год июль - август
Базировалась на залив Провидения (пос.Уремик);

1940 год - 1941 год
Базировалась на бухту Раковая (Петропавловск-Камчатский);

1941 год - 1943 год
Базировалась на бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1943 год 5 июля
Подчинена командованию 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ и перебазирована на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1944 год
Прошла средний ремонт на судостроительном заводе №202 в г.Владивосток;

1945 год 10 мая
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1945 год 22 - 30 августа
22.8 вышла в боевой поход с задачей высадки десанта (61 человек, запас продовольствия для десанта на 12 суток, одно 45-мм орудие и 2500 снарядов к нему) в порту Маока на о-ве Сахалин (т.к. к 14.00 20.8 порт Маока был взят советским десантом в составе 113-й стрелковой бригады и сводного отряда моряков, возможно что десант планировался в другом месте, но в результате высадку осуществили в Маока). Орудие крепилось нештатным способом на палубе кормовой надстройки. На переходе встреч с кораблями противника не имела. 25.8 в 18.25 успешно осуществила высадку, т.к. в порту ужже боевых действий не велось, десант с ПЛ занялся охраной трофейных складов. С 27.8 по 28.8 совершила переход в Совгавань. С 28.8 по 30.8 совершила переход в бухту М.Улисс;

1947 год 12 февраля
В составе соединения переформирована в состав 5-го ВМФ;

1947 год 16 июля
В составе дивизиона перечислена в состав 5-й БрПЛ КчВФл 7-го ВМФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1948 год 14 июля
ПЛ посетил Главнокомандующий Вооруженными силами Дальнего Востока Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 10 июня
Переименована в Б-11;

1949 год 27 июня - 1951 год 23 января
Прошла капитальный ремонт на ССЗ №202 в г.Владивосток;

1951 год апрель
Переформирована в состав 91-й БрПЛ 16-й ДиПЛ КчВФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с базированием на бухту Тарья (г.Петропавловск-Камчатский);

1951 год лето
В конце лета приняла участие во флотском учении, которым руководил командующий ТОФ адмирал И.И.Байков. Задачей ПЛ было: выйти в северную часть Берингова моря, занять позиции и вести разведку с целью выдачи информации для наведения ударных сил флота на надводные корабли "противника". Однако сроки развертывания участвующих в учениях сил скорректировал тайфун. Чтобы переждать шторм и устранить неисправности ПЛ укрылась у острова Медный Командорского архипелага, из-за этого едва успела после шторма занять свой район ожидания. Так как отряд "противника" прошел на значительной дистанции от лодки, то торпедной атаки не получилось, но донесение об обнаружении отряда лодка сделала;

1952 год зима
При выходе из бухты в ледовой обстановке под электромоторами, произошло возгорание в первой аккумуляторной яме. Не смотря на сильное задымление, пожар удалось ликвидировать без жертв;

1952 год ноябрь - декабрь
Выполнила особое задание по испытанию образца 1000 кВт длинноволнового передатчика "Голиаф" по определению дальности связи с ПЛ по программе государственных испытаний;

1953 год 5 февраля
До устранения неисправностей материальной части запрещено плавание;

1953 год 8 апреля - 8 мая
Прошла доковый ремонт;

1953 год 19 апреля
Присвоен бортовой номер "17";

1953 год 1 сентября
Переформирована в состав 182-й БрПЛ (с 01.07.1955 - в составе 10-й ДиПЛ) КчВФл (с 31.05.1956 - ПС) ТОФ с прежним местом базирования;

1953 год 9 декабряя
Возвратилась в бухту Тарья из г.Владивосток после замены АБ;

1953 (1951?) год осень
На ПЛ проводились испытания новой системы регенерации воздуха. По плану проведения испытаний, лодке предстояло длительное нахождение на грунте в прибрежной полосе. Обеспечивал испытания экипаж ПЛ Б-12. В первые сутки испытания шли нормально, но постепенно в отсеках стала подниматься температура, хотя температура забортной воды была не более плюс 10 градусов. На третьи сутки командир ПЛ доложил на обеспечивающую испытания лодку: "Результаты работы удовлетворительные, экипаж чувствует себя хорошо, но в отсеках стала повышаться температура". Осмотр аппаратуры регенерации и всей лодки неисправностей не выявил. На четвертые сутки из-за нагрева воздуха отсеков более 30 градусов Б-11 была вынуждена всплыть. При последовавшем разбирательстве выяснилось, что причиной нагрева оказался горячий подводный источник, на который и легла своим корпусом лодка;

1954 год 16 января - 14 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1954 год 22 июня
Исключена из боевого состава в связи с постановкой в ремонт;

1954 год 27 июня
Переведена для ремонта в Советскую Гавань с подчинением 514-го ОДнРК СТОФ;

1954 год 25 октября
Выведена в боевой резерв;

1956 год 20 сентября
Исключена из состава 10-й ДиПЛ ПС ТОФ. Место дальнейшего базирования требует уточнения;

1959 год 20 февраля
Разоружена и исключена из боевого состава ВМФ, в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл;

1959 год 12 марта
Спущен Военно-морской флаг;

1959 год 13 марта
Расформирован экипаж;

1966 год 24 июля
В п.Рыбачий (с 16.10.1968 - г.Вилючинск) в сквере Музея Боевой славы (с 28.07.1996 установлена в качестве Мемориала на площади Героев-подводников) сооружен памятный знак – рубка дизельной подводной лодки типа "Л" XI серии с надписью "Л-16". В большинстве источников указывается, что это ограждение рубки ПЛ Б-10, но скорее всего это ограждение рубки ПЛ Б-11.




командиры (в/ч 40104):


1. Чурсин С.Е. (03.1937-03.1938)
2. Сурабеков В.И. (03.1938-05.1938)
3. Мишенин Н.М. (07.05.1938-02.04.1940)
4. Твердохлебов В.Н. (31.03.1940-15.11.1943)
5. Барбитов К.В. (15.11.1943-10.11.1945)
6. Гарвалинский В.М. (10.11.1945-18.10.1949)
7. Касаткин А.П. (1949-1953)
8. Белашев В.Г. (1957-01.1959)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Л-11" типа "Л" XI серии и ПЛ "Л-18" типа "Л" XIII серии в потру Маока. 26-27 мая 1945 года.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Очерки по истории ЛПМБ "Рубин"", т.2, ЛПМБ "Рубин", Ленинград, 1979г.
8. Козлов В.С. "Северо-восточный форпост России", журнал "Подводный флот", №5.
9. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись.
10. Фонды музея объединения подводных лодок Тихоокеанского флота, гор. Рыбачий.
11. Бурменский А.Д. "Амурские корабелы".
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).
15. Васильев Г.К. "Годы. Мили. Судьбы"



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2004-2023 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2023 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.